Плохое выполнение простых заданий в тесте внешнего независимого оценивания (ВНО) по математике свидетельствует о целесообразности усилить изучение математики в средней школе, считает директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Вадим Карандий.

"Наверно, больше всего проблем у нас с математикой. Если по другим предметам ситуация более-менее нормальная, то по математике, к сожалению, у нас динамика результатов не утешительная", - сказал он на пресс-конференции в четверг в Киеве.

По словам В.Карандия, первое задание теста основной сессии по математике соответствовало материалу, который школьники изучают в 7-8 классах. Как отметил директор Центра, с этим заданием не справилась почти половина всех сдававших данный тест.

"Это действия с дробями, где нужно было фактически сократить на 2 числитель и знаменатель и получить результат. Задание не сложное. Но, к сожалению, лишь 52% наших выпускников в 11 классе смогли справиться с заданием, с которым должны были работать в восьмом классе", - пояснил он.

"Это симптоматично. Это плохо… Есть над чем задуматься. Нужно поднимать вопрос относительно контроля более глубокого и детального, а также усиления изучения математики в основной школе", - добавил В.Карандий.

Кроме того, он привел в качестве примеров еще ряд заданий тестов по математике, истории Украины, физике, химии и географии, которые не были сложными, но с которыми не справилась значительная часть выпускников.

Говоря о прохождении минимального барьера сдачи тестов, в частности по украинскому языку и литературе, который был обязательным для всех выпускников, В.Карандий отметил, что общую картину ухудшили результаты выпускников профессионально-технических учебных заведений.

Согласно информации УЦОКО, в 2017 году минимально необходимый балл набрали 92% выпускников, в 2018 году таких было 86%.

"Снижение, которое сегодня фиксируется, связано с тем, что количество участников внешнего независимого оценивания по украинскому языку и литературе было увеличено за счет выпускников колледжей и выпускников профессионально-технических учебных заведений. Их результаты значительно хуже, и они вызвали общее снижение этих результатов", - пояснил В.Карандий.

По его словам, ученики профессионально-технических учебных заведений имеют плохую подготовку по украинскому языку, в связи с чем 54% из них сдали тестирование на начальном уровне. Согласно данным УЦОКО, у 42% - средний, 3% имеют достаточный уровень подготовки и 0,2% - высокий.

В то же время среди выпускников школ 10% имеют начальный уровень знаний украинского языка, 54% – средний, 30% - достаточный, 5% - высокий.

По информации В.Карандия, в нынешнем году ВНО сдавали 180 тыс. выпускников школ и 100 тыс. выпускников профессионально-технических заведений и колледжей.

Директор УЦОКО также отметил, что существует гендерная диспропорция в результатах ВНО по украинскому языку.

"Результаты девочек намного лучше, чем у юношей. По украинскому языку результаты на высоком уровне девочки получают в три раза больше, чем это делают молодые люди", - сказал он.

Кроме того, В.Карандий отметил, что "шок" сдававших ВНО по английскому языку, вызванный наличием в тесте аудирования, связан с тем, что в настоящее время формат аудирования по английскому языку не распространен в школьном учебном процессе.

"Эта часть теста была абсолютно валидна…. Проблемы, которые влияли бы на результат, не были выявлены. Все результаты признаны действительными. Они коррелируют с основным результатом, с основными достижениями участников по другим составляющим соответствующих языковых тестов", - сказал он.

В УЦОКО напомнили, что в нынешнем году более 336 тыс. человек приняли участие в ВНО. В Центре отметили, что 93% участников сдавали тест по украинскому языку, который был обязательным.

Более 130 тыс. выпускников выбрали вторым предметом историю Украины, 74 тыс. – математику. Эти предметы были обязательно выборочными – выпускник должен был обязательно выбрать один из них как второй тест после украинского языка. Третьим предметом почти 51 тыс. выпускников выбрали английский язык.